фoтo: Гeннaдий Чeркaсoв
Миндaлeвиднoe тeлo игрaeт oдну из ключeвыx рoлeй кaк в фoрмирoвaнии нaстрoeния чeлoвeкa, тaк и в кoнсoлидaции eгo пaмяти. Этo позволяет данному участку мозга, с одной стороны, наслаждаться чем-то, вызывающим приятные воспоминания, а с другой — своевременно испытать страх или отвращение, если возникает риск повторить прошлый неприятный опыт.
Исследователи провели эксперимент с участием лабораторных животных. Одни самцы мышей в определённой ситуации получали слабые заряды тока, тем самым формируя неприятные воспоминания, других же учёные подселяли к самкам, давая возможность получить воспоминания приятные. После этого авторы исследования проверяли, каким образом работает мозг грызунов в ситуациях, позволяющих вспомнить о тех или иных событиях прошлого.
Как выяснилось, за хорошие и плохие воспоминания не только «отвечали» разные участки так называемого базально-латерального комплекса (первые находились в задней части, вторые — в передней), но и сигнальные пути, которые этими воспоминаниями запускались. Как оказалось, за «нейроны радости» отвечает ген ppp1r1b, а за «нейроны грусти» — Rpso2. Любопытно, что о связи ppp1r1b с чувством удовольствия было известно давно, в то время как Rpso2, по словам учёных, на сегодняшний день изучен мало.
Специалисты предполагают, что такие проблемы, как депрессия и посттравматическое стрессовое расстройство могут быть отчасти связаны с нарушением «баланса» нейронов, отвечающих за хорошие и за плохие воспоминания. Это может означать, что полученные данные позволят более эффективно бороться с расстройствами такого рода.
Исследование представлено на страницах научного журнала Nature Neuroscience.