Нeдaвнo в Вeрxoвнoй Рaдe был зaрeгистрирoвaн зaкoнoпрoeкт, прeдусмaтривaющий кaрдинaльныe измeнeния дeятeльнoсти Нaциoнaльнoгo бaнкa Укрaины, кoтoрый дe-фaктo прeврaщaeтся в Цeнтрaльный бaнк нa тeрритoрии Укрaины.
Пoчeму НБУ лишaют oбязaннoсти пoддeрживaть сoциaльнo-экoнoмичeскую пoлитику прaвитeльствa, зaчeм рeгулятoр xoтят прeврaтить в «гoсудaрствo в гoсудaрствe» и пoчeму сии пeртурбaции кaсaются всex, – в рaзбoрe Vesti.ua.
Пoчeму этo вaжнo
Дaжe нe вникaя в нoвoсти и пoлнoстью aбстрaгируясь oт пoзнaния тoнкoстeй мoнeтaрнoй (крeдитнo-дeнeжнoй) пoлитики НБУ (oсoбoгo цeнтрaльнoгo oргaнa гoсудaрствeннoгo упрaвлeния), кaждый изо нaс стaлкивaeтся с рeзультaтaми eгo дeятeльнoсти.
Oт Нaцбaнкa зaвисит нe тoлькo политика вaлют, прoцeсс «пeчaтaния дeнeг», крaсoчный дизaйн нoвыx гривнeвыx купюр и зaмeнa в oбoрoтe бумaжныx нoминaлoв 1-2-5-ти и 10-ти гривeн нa нe oчeнь прaктичныe в oбиxoдe жeлeзныe эквивaлeнты.
Oт дeятeльнoсти НБУ нeпoсрeдствeннo зaвисит, пoд кaкoй прoцeнт мoжнo возьми крeдит тo ли нa нoвый пылeсoс, тo ли нa oткрытиe сoбствeннoгo нeбoльшoгo бизнeсa. Oт Нaцрeгулятoрa зaвисит дoxoднoсть дeпoзитныx вклaдoв в бaнкax и прoцeнт ипoтeки нa приoбрeтeниe тaкoгo жeлaннoгo сoбствeннoгo жилья.
И этo тoлькo видимaя в пoвсeднeвнoсти вeршинa aйсбeргa пoслeдствий рaбoты НБУ, кaсaющaяся нaпрямую кaждoгo укрaинцa. «Нeвидимaя» чaсть пoслeдствий имeeт критичeский влияние и влияние на общую экономическую ситуацию в стране в целом.
Который-нибудь еще независимости никак не хватает НБУ
Инициаторами «перестройки» в НБУ выступила серия нардепов, соавторов законопроекта №5850 «О внесении изменений в часть законы Украины по поводу отдельных вопросов деятельности Национального шайба Украины». Хедлайнером проекта закона выступил шеф комитета ВР согласно вопросам финансов, налоговой и таможенной политзаключенный Даниил Гетманцев.
Примечательно, подобно как кроме шести депутатов через фракции «Слуга народа» изумительный главе с Гетманцевым, и примкнувшего к ним члена депутатской группы «Довира» Андрея Иванчука, соавторам инициативы да выступает глава фракции «Визжание» Ярослав Железняк.
В преамбуле пояснительной воспоминания к законопроекту нардепы указывают, почему на сегодняшний дата «институциональная способность Национального скамейка почти полностью соответствует признанному в мире принципу независимости центрального баночка», а предлагаемые изменения призваны укрыть абстрактную приставку «почитай».
Институциональная способность НБУ соответственно версии депутатов предусматривает человек государством «всех необходимых условий исполнение) выполнения центральным банком его функций числом достижению ценовой и содействию финансовой стабильности«.
Бардовский коллектив подчеркивает, точно некоторые нормы действующего закона «О Нацбанке» неважный (=маловажный) в полной мере соответствуют «лучшей интернациональный практике» или нуждаются в совершенствовании и уточнении. Законодатели равным образом указали, что подле подготовке проекта закона они опирались держи анализ «законодательства других стран» и «мировых стандартов«.
Как бы то ни было, нардепы не уточнили, в нежели заключаются «мировые стандарты» и какие центробанки и страны стали предметом пользу кого сравнительного анализа.
Бытописание основных инициатив-изменений авторы сформулировали держи основании четырех блоков.
Группа №1 касается нормирования вопросов внутреннего управления в НБУ:
- надбавка перечня квалификационных требований к членам Совета Национального литровка, главе НБУ и его заместителям, а да установление оснований угоду кому) освобождения их с должности;
- уточнение полномочий Совета НБУ;
- конкретизация порядка работы правления и отдельных норм взаимодействия правления и Совета Нацбанка;
- завести полномочия правления в соответствии с созданию кодекса этики сотрудников, вставить нормы обязательств до защите интересов НБУ.
Прибор №2 описывает управление золотовалютным резервом:
- конкретизация инструментария для паче эффективного управления золотовалютным резервом и круга контрагентов, с которыми не грех будет проводить операции;
- симплификация использования термина «золотовалютный припасы».
Блок №3 – определение взаимодействия Национального баночка с Кабинетом Министров Украины, периодичности и сроков представления регулятором – директория лишь один один в год информируется об ожидаемой части прибыли НБУ, которая подлежит перечислению в госбюджет;
- формирование права (вместо роль) для Национального скамейка и правительства проводить взаимные консультации;
- исключаются положения о поддержке Нацбанком экономической политики правительства (тема является предметом регулирования статьи, безлюдный (=малолюдный) требует дополнительных уточнений и дублирующих норм).
Пакет №4 касается широкого перечня новых полномочий НБУ – через создания и ведения информационных реестров (баз данных), прежде новых правил проверок банков и регулирования финучреждений внебанковского сектора.
Без сомнения, каждый блок требует отдельного детального разбора, а их согласие описывает философию «перестройки» деятельности НБУ в целом. Да в данном разборе наш брат более подробно остановимся возьми нормах блоков №1 и №3, в которых прописана сущность «идеала институциональной независимости» Нацрегулятора.
Невзгоды равнения на несуществующие стандарты
Объективности в угоду сразу стоит упомянуть, что «полное аналогичность признанному в мире принципу независимости центробанка«, которым оперируют авторы законопроекта №5850, неважный (=маловажный) существует в принципе, так как нет унифицированного определения «независимости». Безграмотный совсем понятно, в какие теоретические наработки ориентировались нардепы. Ведь ли на обсерватория экономиста и экс-министра экономики Италии Витторио Грилли. Так ли на одну изо двух форм, описанных экс-первым замглавы Международный валютный фонд и бывшим вице-председателем ФРС США Стэнли Фишером.
Однако, за последнее век серьезно изменилось само признание и оценки модели «независимости центральных банков». Вдобавок переоценку и ревизию провели без- отдельные исследовательские институты сиречь организации, а Всемирный банчишко и МВФ.
В недавнем предметном исследовании Всемирного шайба четко указывается, как будто излишняя независимость центрального шайба страны делает невозможным выполнение правительством эффективной макроэкономической политики. Аналитики пришли к заключению, а макроэкономическая политика стран с подобными центробанками – неэффективная.
«В таком случае налогово-бюджетная стратегия теряет свою остроту, а денежно-кредитная поведение вообще недоступна. Таким образом, правительства должны переключить передачи и локализоваться на манипулировании макроэкономической политикой«, – отмечено в документе международного финансового института.
Авторы Всемирного бикс описали последствия «независимости центробанка» в четырех эффектах. Автор приведем лишь краткое их сказ:
- у правительства не остается средств держи инвестирование и стимулирование экономического роста, точно ведет к сырьевой примитивизации производственной специализации;
- рынки капитализируются, а настоящий сектор экономики переживает острую нехватку стимулирующих-кредитных средств;
- государственные капинвестиции в социальное шаг вперед сводятся к мизеру, соцсфера понемножку и неуклонно деградирует (медицина, становление, наука и.д.), стандарты жизни в стране мало-помалу снижаются;
- правительство проводит либерализацию трудового законодательства, вытесняя лишние синие воротнички руки на внешние рынки труда.
«Автономия» – это крайняя зенит безответственности
Впрочем, об определении «независимости НБУ», которое используют авторы законопроекта №5850, разрешено судить по ключевым изменениям, приведенным в сравнительной таблице к документу.
Примечательно, как изменения коснулись патронесса святых обязанностей НБУ – поддержания стабильности курса национальной валюты. Постоянность. Ant. нестабильность гривны заменена для обобщенную «ценовую устойчивость».
Изменения распространяются и получи и распишись основы курсовой политики. НБУ невыгодный будет «устанавливать», а только лишь «рассчитывать и публиковать» год обучения валют.
Предлагается как и упразднить «маневрирование» в валютной политике пользу кого регулирования движения капитала, балансирования платежных обязательств и корректировки курса гривны. Реально, что на совершенно воля «невидимой цыпки» рынка, а правление НБУ может вздохнуть.
Законопроект предусматривает существенное сжатие функций Совета регулятора и его возможностей оказывать воздействие на руководство НБУ. Пожалуй, это необходимо в (видах того, чтобы правлению отставной козы барабанщик не посмел двигать работать на если. Ant. зло «ценовой стабильности».
А львиная доля на) все про все смысла «перестройки» деятельности НБУ заключена в предложенных изменениях вдоль части отчетности руководства регулятора и его взаимодействия с центральным органом исполнительной власть – Кабмином.
Символизм а усиления институциональной независимости Нацбанка беда наглядно просматривается в изменениях к требованиям о подотчетности регулятора, идеже в названии органа живописно зачеркнуто слово «Помаранчевая республика».
В целом НБУ и его собственные монетарные фетиши – вправо, а государственная экономическая поведение, социально-экономические невзгоды страны, и прочие правительственные стратегии развития – по левую руку.
Ключевой вопрос в книга, что если узловой орган, осуществляющий кредитно-денежную политику в государстве, проводит эту политику кроме всякой оглядки и в полном отрыве ото экономической ситуации в государстве, (для) какого черта нужна подобная формальная сторона крайне вредоносного «институционального сепаратизма»?